Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Уважаемые родители!
Если у Вас возникают вопросы, связанные с получением образования Вашего ребенка, Вы можете обратиться за разъяснением в управление образования администрации города Ачинска. Адрес: ул. Красного Пожарника, стр. 2 , специалист: Сенникова Надежда Владимировна, тел. 7 37 36
- Получить рекомендации специалистов психолого-медико-педагогической комиссии по созданию специальных условий для организации обучения Вашего ребенка можно в следующих учреждениях:
МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник» Адрес: ул. Калинина, стр. 22, тел. 7-56-60 директор: Стрельцова Елена Вячеславовна, руководитель территориальной ПМПК: Подковырина Галина Михайловна
Ачинский филиал Красноярского краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения. Адрес: ул. Манкевича, стр.48, тел. 5-75-46 директор и руководитель центральной ПМПК: Заборская Елена Ивановна.
- Группы кратковременного пребывания для детей с особыми образовательными потребностями организованы на базе следующих ДОО:
МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 2». Адрес: 3 м-он Привокзального района, стр.18А, тел. 5-19-70 Заведующий: Скрапстынь Татьяна Васильевна.йй
МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 33». Адрес: ул. Гагарина, стр.12А, тел. 7-11-64. Заведующий: Иванова Жанна Николаевна.
МБОУ «Детский сад № 8» (группа совместного пребывания ребенка и мамы «Мать и дитя»). Адрес: м-он 8, стр. 22, тел. 3-00-77. Заведующий: Лазарева Людмила Петровна.
- Если Вами принято решение о получении ребенком образования в семье, помощь методического, психолого-педагогического, консультационного характера может быть оказана в следующих учреждениях:
МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 16»(консультационный пункт), адрес: м-он 6, стр.17, тел. 7-63-46.Заведующий: Панкова Ольга Сергеевна
МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»(консультационный пункт), адрес: м-он 4, стр.27, тел. 7-76-59.Заведующий: Кузнецова Татьяна Владимировна.
МБДОУ № 37, г. м-он. 5-й, стр. 52, 7-73-17 (консультационный пункт). Заведующий: Новикова Ольга Владимировна.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.
- Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
- Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – МБДОУ «Детский сад № 44» функционирует с 1976 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
- Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – создание отдельного меню не осуществляется. МБДОУ «Детский сад № 44» осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанное МБДОУ «Детский сад № 44».
- Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» в соответствии с договором на организацию медицинского обслуживания детей и дополнительного соглашения.
Инклюзивное образование
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания “включающего” общества. “Включающее” образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии. Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
Инклюзивное образование предполагает:
- изучение потребностей ребенка;
- определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
- создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Электронные образовательные ресурсы, в том числе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Интернет-порталы
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
Конструктор учебных ресурсов и сценариев www.cit.mart.spb.ru
Педсовет http://pedsovet.org
ПЕДОПЫТ.РУ. www.pedopyt.ru
Коллекции базовых электронных образовательных ресурсов
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
Коллекция электронных образовательных ресурсов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (внеурочная деятельность)
Сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов- http://www.kinder.ru
Сайт «Твой детский мир» для детей- http://www.detskiy-mir.net/
Разные детские ресурсы интернета
Сайт, посвящѐнный детям- http://1001skazka.com/
Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры... https://playroom.com.ru/
Сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных- http://www.skazochki.narod.ru/
Детский развлекательный сайт «Теремок»- http://www.teremoc.ru/
http://sonyashnik.com/ Развлечения для детей: книжки, аудио, видео, игры.
http://maps.google.com/ Он-лайн карты мира.
http://www.tvidi.ru/ Детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.
www.mirbibigona.ru/ Детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.
http://www.smeshariki.ru/ Развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.
http://www.smeshariki.ru Сайт посвящен мультфильму «Смешарики».
http://www.solnet.ee/ Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.
http://www.allforchildren.ru Сайт для детей и родителей, на котором много полезного и интересного для развития детей разных возрастов. Загадки, колыбельные, потешки и скороговорки, задачи и головоломки, уроки по рисованию, поделки, энциклопедия, множество игр для дома и улицы.
http://www.1001skazka.com На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги.
http://vkids.km.ru Игры для детей разного возраста. Есть мультимедиа-уроки.
http://www.teremoc.ru Детский сайт с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.
http://www.murzilka.org/ Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.
http://detskieradosti.ru/ «Детские радости» - сайт веселых и увлекательных онлайн развлечений для детей, а также полезных материалов для всей семьи.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные кабинеты отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий
Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, ДОУ оснащено 11 групповыми помещениями, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.3648-20
Развивающая предметно-пространственная и игровая среда ДОУ предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Педагоги стараются сделать ее мобильной и динамичной, учитывая "зону ближайшего развития", возрастные, индивидуальные особенности и потребности воспитанников.
В группах детского сада созданы условия для разностороннего развития воспитанников и реализации основных видов детской деятельности, оборудованы и функционируют кабинеты и зал для организации образовательного процесса: физкультурный и музыкальный зал, кабинеты по оказанию логопедической помощи, педагога-психолога, учителя-дефектолога.
Территория детского сада имеет ограждение. На территории оборудованы спортивная площадка, прогулочные участки с теневыми навесами, малые игровые формы, разбиты клумбы. Имеются зеленые насаждения.
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования и адаптированные образовательные программы. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации образовательной программы дошкольного образования и адаптированных образовательных программ. В достаточном количестве демонстрационный, раздаточный, дидактический материал, оборудование по всем направлениям работы с детьми.
Библиотека
Учебно-методический комплекс учреждения соответствует образовательной программе ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО. Учреждение в полном объеме обеспечено демонстрационным, дидактическим и раздаточным материалом. В методическом кабинете ДОУ для педагогических работников создана библиотека методической литературы по всем направлениям развития детей дошкольного возраста, в том числе для детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Имеется доступ к сети Интернет.
В методическом кабинете собраны произведения детской художественной литературы, используемые в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования. В каждой группе создана детская библиотека, которую педагогические работники используют в работе с воспитанниками.
Средства обучения и воспитания
Кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога оснащены: дидактическими пособиями, играми.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
С целью обеспечения условий индивидуальной мобильности инвалидам и возможности для самостоятельного их передвижения по объекту для получения услуг в сфере образования в ДОО установлено следующее оборудование:
1. Тактильная мнемосхема на здание детского сада с Брайлем.
2. Твердое противоскользящее покрытие.
3. Информационные знаки.
4. Поручни
Специальные условия питания
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет фельдшер, медицинская сестра.
Организация обеспечивает присмотр, уход за воспитанниками раннего возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (при наличии соответствующих условий) до прекращения отношений. Организация создает условия, необходимые для сопровождения присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Доступ к информационным системам
Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей - 6 штук. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером "Синт".
Разработан и действует сайт МБДОУ "Детский сад № 44", на котором размещается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", сайт имеет версию для слабовидящих.
Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения.